|
| Исследование операций (Условия задач 1-5)
| I Варианты 1.1 - 1.3
Условия. Полуфабрикаты поступают в цех в виде m различных партий, содержащих а1, а2, ..., аm единиц полуфабриката одинакового для каждой партии размера d1, d2, ..., dm соответственно. Цех изготавливает комплекты деталей, в каждый из которых входит К1 деталей размера t1, K2 деталей размера t2, ..., Кl деталей размера tl, где l - число типов деталей.
Требуется найти оптимальный план раскроя полуфабрикатов для l+1 варианта выбора критерия. Результаты сравнить.
Показать, как изменяется оптимальное решение при изменении параметров ai в заданном диапазоне (по основному критерию).
Исходные данные представлены в табл. 1.
|
|
II Варианты 2.1 - 2.6
Условия. Для выполнения производственной программы, рассчитанной на n последовательных дней, требуется к началу каждого дня ri (i= ) единиц специального инструмента, который к концу рабочего дня полностью изнашивается. Поэтому в конце каждого дня часть этого инструмента сдается в обычный ремонт, часть – в срочный, а часть изношенного инструмента или списывается (вар. 2.1–2.3), или остается на складе использованного инструмента (вар. 2.4–2.6).
Обычный ремонт одного инструмента длится Р дней и стоит b руб., а срочный q дней (q b). Новый инструмент стоит а руб. (а>С).
Требуется найти оптимальный график ремонта и покупки инструмента.
Показать, как изменится решение при одновременном увеличении r3 и r4 (вар. 2.1–2.3), уменьшении r4 (вар. 2.4–2.5). Выгодно ли увеличить С на 3 руб. при уменьшении q на 1 день? (вар. 2.2, 2.5); повышение а на 30% при снижении b и С на 20% (вар. 2.1, 2.3, 2.4, 2.6).
Исходные данные приведены в табл. 2.
|
|
III Варианты 3.1 - 3.6
Условия. Организуется перевозка контейнеров в условиях транспортной сети, включающей пять пунктов (рис. 1 или 2). |
|
Предполагается, что сеть закрыта, т. е. все перевозки (отправления и получения) осуществляются только между пунктами данной сети и, следовательно, для сети в целом количестве отправлений равно количеству получений.
Пропускные способности магистралей не ограничены, но узлы системы (пункты) могут обрабатывать только определенное количество контейнеров. Затраты на обработку контейнеров на практике значительно превосходят все остальные расходы, связанные с перевозками. Поэтому при наличии прямых транспортных связей между двумя узлами транзитные перевозки между ними явно невыгодны. Также отпадает необходимость пользоваться путями с двойными перегрузками, если между пунктами возможны перевозки с одной перегрузкой.
Известны количества груженых контейнеров, подлежащих отправке из пункта А в другие пункты: QAB, QAC, QAD, QAE; из пункта В – QBA, QBC, QBD, QBE, аналогично для пунктов С, D, Е; пропускная способность узлов WI, затраты на обработку одного контейнера в узлах Ci и затраты на перевозки между пунктами Cij, которые не зависят от направления перевозки.
Требуется найти оптимальную схему перевозки контейнеров. Показать потоки контейнеров на схеме транспортной сети. Оценить возможность декомпозиции задачи и в случае таковой записать модели подзадач. Найти также решение для случая, когда магистраль BE закрывается на ремонт, a WA и WC возрастают на 10 и 20% соответственно (вар. 3.1–3.3); ограничивается пропускная способность магистралей AD – 16 тыс. шт., СЕ – 20 тыс. шт. (вар. 3.4–3.6).
Исходные данные представлены в табл. 3 и 4.
|
|
IV Варианты 4.1 - 4.8
Условия. Авиалиния Москва – Санкт-Петербург работает в течение всей недели по расписанию, представленному в табл. 5–8.
Оплата экипажей не зависит от того, находятся ли они в полете или ожидают обратного рейса. Но между полетами экипаж должен отдыхать не менее Т часов. Очевидно, что затраты, которые несет авиалиния, зависят как от места базирования (жительства) экипажей, так и от распределения их по рейсам.
Требуется найти место, где должны базироваться экипажи, и определить спаренные рейсы, обслуживаемые ими. Предложите также свой эвристический алгоритм и сравните полученное по нему решение с точным (оптимальным). Показать, как изменится решение при отмене рейсов 113 и 114 (вар. 4.1, 4.2, 4.4); при сдвиге времени вылета рейса 103 на 1 час позднее (вар. 4.3, 4.5); если изменить место базирования первого экипажа (вар. 4.6–4.8).
Исходные данные конкретного варианта определяются с помощью табл. 9. |
|
IV Варианты 5.1 - 5.4
Условия. Из цемента различных марок (М300, М400, М500) необходимо приготовить Q м3 бетонной смеси для укладки при отрицательной температуре. Для придания противоморозных свойств используется добавка хлористого кальция или поташа, или нитрата натрия. Известны ресурсы, стоимость и удельные расходы цемента и добавок.
Требуется определить оптимальный вариант приготовления бетона. Показать, как изменится решение, если:
Вариант 5.1
а) количество цемента МЗ00 уменьшить в два раза,
б) количество цемента М500 уменьшать до 70% от исходного,
в) количество цемента М400 увеличивать до 300 т,
г) одновременно б) и в).
Вариант 5.2
а) количество цемента М500 уменьшить в три раза,
б) количество цемента М400 увеличить на 15 т.
в) цена М500 падает до 85%, а поташа растет до 120%.
Вариант 5.3
а) количество поташа уменьшать до 80%,
б) количество цемента М400 увеличивать до 130%,
в) одновременно а) и б).
Вариант 5.4
а) количество цемента М500 уменьшить в два раза,
б) количество цемента МЗ00 уменьшить до 395 т,
в) уменьшается цена М500 до 85% и растет цена МЗ00 до 110%.
Кроме того, во всех вариантах найти решение для случая, когда требуется максимальное количество бетона.
Исходные данные, общие для всех вариантов, приведены в табл. 10, а значения параметров Q, А, В, С и Р – в табл. 11.
. |
|
|
|