|
| Исследование операций (Условия задач 6-10)
| VI Варианты 6.1 - 6.6
Условия. Планируется доставка газет в новые микрорайоны города. Схема доставки следующая. Каждый день в 5.30 утра издательство отправляет газеты в почтовые отделения (п/о), откуда они после сортировки доставляются в микрорайоны. Общее количество газет, поступающих в почтовые отделения, может превышать потребности подписчиков. Остающаяся часть газет реализуется в п/о или в расположенных рядом киосках «Роспечати». Каждое п/о может обслуживать один или несколько микрорайонов и один микрорайон может обслуживаться несколькими п/о, причем газеты подписчикам должны быть доставлены не позднее 7.30 утра. Известны стоимость и время доставки газет от издательства до п/о и от п/о до каждого микрорайона, а также время, затрачиваемое на сортировку.
Каждый год после завершения подписки устанавливается объем выпуска газет издательству и поставки каждому п/о. Эти данные являются исходными для планирования доставки газет подписчикам.
Требуется найти оптимальный план доставки газет от п/о к микрорайонам и количество газет, реализуемых п/о на месте.
Показать, как изменится решение в следующих ситуациях.
Варианты 6.1–6.3
а) п/о 1 доступны только районы А и Г, п/о 3 – Б и З;
б) потребность районов А и Д возрастает до 12 и 13 тыс. экз. соответственно.
Варианты 6.4–6.6
а) одновременно стоимость доставки от издательства в п/о 2 и 3 растет до 150%, а от п/о 4 в район Д падает до 70%;
б) время сортировки газет увеличивается на 20%.
Исходные данные приведены в табл. 12 и 13 (в числителе показана стоимость доставки 1 тыс. экз. в руб., а в знаменателе – время доставки от п/о к микрорайону в мин.).
|
|
|
VII Варианты 7.1 - 7.3
Условия. Организуется перевозка контейнеров в условиях транспортной сети, включающей пять пунктов (рис. 3). Предполагается, что сеть закрыта, т.е. все перевозки осуществляются только между узлами (пунктами) данной сети и, следовательно, для сети в целом количество отправлений равно количеству получений. Однако в отдельных узлах может быть избыток или недостаток порожних контейнеров, и тогда наряду с гружеными необходимо перевозить и порожние контейнеры. Пропускная способность магистралей не ограничена, но узлы могут обработать только определенное количество контейнеров.
Затраты на обработку контейнеров на практике значительно превосходят все остальные расходы, связанные с перевозками. Поэтому при наличии прямых транспортных связей между двумя узлами транзитные перевозки между ними явно невыгодны. Также отпадает необходимость пользоваться путями с двумя транзитными пунктами, если есть путь с одним транзитным пунктом.
Известны количества груженых контейнеров, подлежащих отправке из пункта А в другие пункты: QAB, QAC, QAD,, QAE; из пункта В – QBA, QBC,, QBD,, QBE; аналогично для пунктов С, D и Е; пропускная способность узлов W и затраты в них на обработку груженых СГ и порожних контейнеров СП; затраты на перевозки между пунктами Cij, которые не зависят от направления перевозки.
Требуется найти оптимальную схему перевозки контейнеров. Привести изменение решения при одновременном возрастании СГА до 200% и снижении СГD до 80% (вар. 7.1), увеличении пропускной способности узла D до 110% и уменьшении пропускной способности узла E до 80% (вар. 7.2), закрытии магистраль BE и возрастании пропускной способности узла C до 150% (вар.7.3) . Показать потоки контейнеров на схеме транспортной сети.
Оценить возможность декомпозиции (разбиения) задачи и в случае таковой записать модели подзадач.
Исходные данные: затраты на обработку груженых контейнеров, руб/шт.:
СГА = l,6; CГB = 2; СГС = 3; СГD = 2,5; СГЕ = 2,8;
затраты на обработку порожних контейнеров, руб./шт.
CПА=1,05; CПВ= 1,2; СПС = 1,5; СПD = 1,0; СПЕ = 1,3.
Количество отправляемых груженых контейнеров (Qij, тыс. шт.) приведено по вариантам в табл. 14, остальные данные – в табл. 15
|
|
|
VIII Варианты 8.1 - 8.3
Условия. Полуфабрикаты поступают в цех в виде двух различных партий, содержащих a1 и а2 единиц полуфабриката одинакового для каждой партии размера d1 и d2 соответственно. Цех изготавливает комплекты деталей, в каждый из которых входит К1 деталей размера t1, К2 деталей размера t2, К3 - размера l3.
Требуется найти оптимальный план раскроя полуфабрикатов:
а) только первой партии,
б) только второй партии,
в) обеих партий одновременно.
Сравнить полученные решения. Для случая в) найти решения при изменениях а1 и а2, заданных преподавателем. Исходные данные приведены в табл. 16.
|
|
IX Варианты 9.1 - 9.3
Условия. Предприятие выпускает основную продукцию (шесть видов) и товары народного потребления. Министерством определены нижний уровень прибыли ПН, нижний уровень объема товаров народного потребления QH, фонд заработной платы ФЗ, фонд дефицитного ресурса ФР, а также объемы выпуска некоторых видов продукции. Доля зарплаты в выпуске товаров народного потребления составляет 20%, а прибыль – 0,5 руб. на рубль выпуска. Известны норматив производства товаров народного потребления Ni, зарплата Зi, расход дефицитного ресурса аi, и прибыль Pi на единицу основной продукции.
Необходимо определить план производства, обеспечивающий максимальный выпуск товаров народного потребления на 1 руб заработной платы. Показать, как изменится решение, если a) оценивать деятельность предприятия непосредственно по выпуску товаров народного потребления; б) увеличится план. Все исходные данные приведены в табл. 17 и 18.
|
|
X Варианты 10.1 - 10.3
Условия. Пункт техобслуживания машин работает с 8 до 20 часов. Один работник пункта может обслужить две машины в час. Продолжительность рабочего дня 8 часов, включая 1 час перерыва на обед. Начало рабочего дня и время перерыва устанавливаются для каждого работника индивидуально согласно графику расстановки рабочей силы, который составляется с учетом колебания нагрузки на пункт по часам. При этом соблюдаются следующие условия:
1. Пропускная способность пункта в каждый час должна быть не ниже нагрузки в соответствующий час.
2. Начавшись, рабочий день не прерывается, за исключением перерыва на обед.
3. До и после перерыва продолжительность работы должна быть не меньше трех часов.
Величина нагрузки Qi по часам пункта известна.
Требуется определить оптимальный график расстановки рабочей силы.
В вариантах 10.1–10.3 показать, что повлечет за собой замена условия 1 на следующее: нагрузка на пункт – величина случайная, распределенная по нормальному закону; при этом величину Qi следует рассматривать как математическое ожидание нагрузки, а среднеквадратическое отклонение ?i = 0,1Qi; вероятность обслуживания в каждый час должна быть не ниже значения P, которое возрастает от 0,7 до 0,9.
В варианте 10.4 построить модель, позволяющую без ухудшения основной целевой функции найти график, по которому максимальное число работников обедает с 12 до 14 часов. Найти также решения при возрастании нагрузки с 8 до 9 и снижении с 14 до 16 часов.
Исходные данные приведены в табл. 19.
. |
|
|
|